Петр Ершов, Павел Симонов
КАК БЫТЬ С ЧУВСТВОМ?
„Искусству угрожали два чудовища:
художник, который не является мастером,
и мастер, который не является художником…»
А. Франс
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Как это ни странно на первый взгляд, но, когда в театральных кругах рассуждают о чувствах, обычно исходят из предположения, что всякому ясно, о чем идет речь. А попробуйте словами совершенно определенного содержания объяснить, что такое «чувство»! Вам это не удастся, уверяем вас. Даже если вы прибегнете к толковым и энциклопедическим словарям.
Слова «чувство», «эмоция» как объемистые мешки. Туда суют множество самых разнообразных предметов домашнего обихода. Тут и ощущения, и потребности (побуждения), и цели, и впечатления, и отношения к вещам и людям, и догадки — и чего-чего только нет! Каждый из этих предметов знаком с детства, каждый привычен, а что он такое?
И голод — чувство, и любовь — чувство, и страх — чувство, и патриотизм — чувство, и ненависть — чувство, и воодушевление — чувство… Что же во всем этом общего? Только то, что все это разного содержания и значительности чувства. Получается, что «чувством» можно называть все, бесконечно разное субъективное, все объективно неопределенное…