П.М. Ершов
СИСТЕМА КОНСТАНТИНА СЕРГЕЕВИЧА СТАНИСЛАВСКОГО
(Из предисловия к работе «О сверх-сверхзадаче артиста»)
Система Станиславского это — грандиозное, стройное и величественное здание. Все части его естественно и гармонично переходят одна в другую, все прочно связаны неумолимой, железной логикой, каждая зависит от других и исключение из обедняет впечатление от целого.
Система Станиславского подобна живому организму, — его жизнь может быть нарушена расстройством в работе самого на первый взгляд незначительного органа, но функционирование любого, док самого значительного, — это далеко еще не жизнь всего организма.
Поэтому схоластичны, по существу своему, спорые том, «что важнее в системе Станиславского: та, или другой ее часть, тот или другой ее раздел. Что важнее для жизни организма: дыхание? кровообращение? питание? нервная система?.. Такой вопрос уместен только морда речь идет о больном, но и в этом случае ответ! будет каждый раз иным в зависимости от того какой болезнью поражен данный конкретный организм. Для жизни его важнее всего, очевидно, взаимосвязь всех его частей, в ней и выражается нормальное функционирование каждой части в отдельности.
Для того, чтобы знать нормальную работу всего организма необходимо, следовательно, изучать работу всех его частей, а для этого — и работу каждой части в отдельности, помня при этом, что часть есть часть целого.