Начало | Книги | Записи репетиций | Неопубликованное | Рабочие материалы | Статьи | Тексты докладов

В данной статье мы предполагаем познакомить читателя с результатами исследования речи человека, изложенными в книгах П.М. Ершова (1910-1994).

ЧЕЛОВЕК И ЕГО РЕЧЬ

НАУЧНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД

А.П.Ершова, канд.пед. наук, .

Е.А. Аккуратова, канд. пед. наук

В данной статье мы предполагаем познакомить читателя с результатами исследования речи человека, изложенными в книгах П.М. Ершова (1910-1994).

Исследуя особенности речи человека для того, чтобы, используя их, актер смог воплотить на сцене ткань жизни «человеческого духа», Пётр Михайлович Ершов обнаружил и назвал два фундаментальных направления внимания к вербальному общению.

Первое направление можно назвать исследованием того, как и какая мысль оформляется говорящим в законченную или незаконченную фразу. У П.М.Ершова этот раздел технологии актёрского искусства называется «лепка фразы». Причём, открытые П.М. Ершовым законы «лепки» очень простые и доступны не только актёрам.

Всем известные противопоставления, перечисления, пояснения, эпически бесконечная речь и сопоставления в произнесении различаются, по ершовской технологии, точнее – характеризуются интонационными (вверх, вниз, на одной ноте) изменениями голоса. В книге «Технология актерского искусства» точно названы особенности произнесения простой фразы и сложной фразы. По Ершову, важно то, считает ли говорящий свою мысль простой или сложной. В его предложении может быть мало слов, но оно будет произнесено как сложная фраза. А может быть слов много, но произнесена фраза (мысль) будет – как простая.

Петр Михайлович назвал также особенности, которые отличают произнесение ограниченного и неограниченного перечисления.