Начало | Книги | Записи репетиций | Неопубликованное | Рабочие материалы | Статьи | Тексты докладов

С Н.В Гоголем более или менее знаком каждый грамотный русский. Знакомство с ним входит в программу средней школы; оно может быть расширено и

П.Ершов

ПРИРОДА ЛОГИКИ И Н.В. ГОГОЛЬ

1.

С Н.В Гоголем более или менее знаком каждый грамотный русский. Знакомство с ним входит в программу средней школы; оно может быть расширено и углублено обширной литературой о Гоголе и чтением собраний его сочинений в любом из многих его изданий.

В данном случае речь будет только об устойчивом интересе Гоголя к логике, как таковой.

Реализм Гоголя в достоверности описываемых им событий и людей. Мы верим в их реальность, потому что живут они и действуют согласно общечеловеческой логике реальных живых людей. Сказочное, фантастическое и чудесное, также присутствующее в ранних произведениях Гоголя, выглядит и воспринимается таковым именно вследствие очевидных и резких отклонений от этой общечеловеческой логики, знакомой каждому. Чудесное, невероятное — это то, что не укладывается в эту логику и потому представляется невозможным. Гоголь вплетает фантастическое в достоверно реальное, тем самым как бы намекая на недостаточность общечеловеческой логики для объяснения иногда происходящего. Его веселят притязания логики на универсальность. Его юмор чаще всего – в тех автоматизмах мышления и речи, которые бытуют в повседневном обиходе, вопреки их логической нелепости.

Так в «Вечерах на хуторе» в начале предисловия к «Сорочинской ярмарке» поставлен вопрос: для чего печатная бумага? – «Право, печатной бумаги развелось столько, что не придумаешь скоро, что бы такое завернуть в нее». В «Майской ночи» отец, обращаясь к своему сыну, называет его «собачий сын». Подобные юморески во множестве разбросаны по всем сочинениям Гоголя. При этом отклонения от здравого смысла и логики в речах и поступках людей выглядят логически закономерными и даже характеризующими каждого из них. Более того — даже у фантастических персонажей – чорта и ведьмы — тоже есть своя логика, правда, своеобразная, отличающаяся от человеческой, но имеющая с ней и что-то общее.