ДОБАВЛЕНИЕ 1981 г. к приложениям 1980 г.
к приложению I (после п. II, стр. 740)
12. Человек воспринимает в произведении искусства содержащееся в нем искусство, как таковое, в той мере, в какой видит его единстве; единство общего и частного, идеального и материального, значительности и простоты.
Но единство общего и частного в словесных искусствах своеобразно. В искусствах этих (в отличие от других) частное, единичное как таковое, в сущности отсутствует. Слово есть всегда обобщающий знак (в отличие от звука, цвета, движения, объема, действия — средств выражения других, не словесных искусств). Поэтому выполнение словом ради непосредственно ощутимого, единичного, частного является отдельной и сложной задачей словесного искусства.
«Останься пеной Афродита и слово в музыку вернись» — таков призыв О.Э.Мандельштама к «первоосновам жизни». Для восприятия пены и музыки не нужно слов.
Поэтому, хотя словесное искусство, как и любое другое, есть искусство метафоры, словесная метафора сложнее всякой другой (изобразительной, звуковой, пространственной, временной).
Как единство, так и многозначность любой метафоры недоказуемы и непроверяемы. Это в полной мере относится к театральному искусству. Поэтому спектакль адресуется к склонности и способности зрителей «читать метафоры». Но метафоричность человеческих действий, взаимодействий, предмета борьбы, потребностей, интересов и представлений людей друг о друге существенно отличается от метафоричности слова, цвета, звука или танца. Театральное искусство, как это подчеркивал еще Кугель, по природе своей наиболее человечно. Это вынуждает его адресоваться к тем зрителям, которых интересует «жизнь человеческого духа» по выражению К.С. Станиславского, — те «переживания» людей, которые теперь мы можем называть деятельностью структуры потребностей, совершенно своеобразной у каждого живого человека.
13. В зависимости от контекста многозначной метафорой бывают: одно слово, простейшее словосочетание, цельная фраза, строка. Но метафорой более или менее многозначительной может быть и цельный словесный портрет, целостный характер, образ человека, пейзаж словесной живописи, описание события, длительная и сложная биография, словесное воспроизведение грандиозных исторических событий.