П. Ершов
1985 г.
ЛОГИКА МЫШЛЕНИЯ
Логика есть структура (или форма) протекания всякого мышления: от мгновенно возникшей мысли до длительного сосредоточенного думанья, от мышления обучающегося и учащего до творческого мышления ученого ила художника любой профессии.
В обычном словоупотреблении «логичным» называют только мышление, согласное объективной логике, но в нее неизбежно проникают, с одной стороны, звенья подсознания в автоматизмы динамических стереотипов, не похожих на мышление; с другой — звенья или моменты деятельности сверхсознания, тоже не похожие на мышление и логика субъективная.
Одно и тоже выступает по—разному: со стороны СОДЕРЖАНИЯ как процесс МЫШЛЕНИЯ, со стороны структуры построения — ФОРМЫ — как ЛОГИКА, более или менее объективная или субъективная. При этом, по определению Гегеля «СОДЕРЖАНИЕ есть не что иное, как ПЕРЕХОД ФОРМЫ в содержание, а ФОРМА есть ни что иное, как ПЕРЕХОД СОДЕРЖАНИЯ в форму» (Гегель «Эстетика» т.4, изд. «Искусство», М., 1973, стр. 389). Эта же мысль другими словами отражена В.С.Соловьевым: «…Нет и не может быть внутреннего без наружного, сущности без формы, духовного без телесного» (Собр. соч. т.3, СПб, «Просвещение», стр. 267). Физиолог А.А.Ухтомский определил это так: «…физическое и материальное обусловливают собою и определяют то, что мы называем духовным» (Письма, ж. «Новый мир» 1973, № 1, стр. 259).
Мышление, а значит — и логика, сопровождают всю жизнь нормального человека. Но человек иногда произносит слова и совершает действия, «не подумав» — это значит: его логика объективно отдалилась от логики объективной и оказалась так же далека и от субъективной логики того, кто определяет слова или действия «неразумными». Отдаленно от логики объективной есть всегда приближение к логике субъективной, а она — у каждого своя, только ему присущая и неповторимая, подобно отпечаткам пальцев.